Древние установили аналогичность человека со вселенной. Они называли, вследствие этого, человека малым миром — микрокосмосом, а вселенную большим миром – макрокосмосом. И тот, и другой мир они подразделяли на три части. Как человек состоит из разума, души и тела, так и вселенная, рассматриваемая как великое одушевлённое тело (Пан), имеет свой разум, свою душу и своё тело.
Три начала.
Существует три начала: материя, божественный принцип и, связующее их звено, душевное начало или принцип оживляющий. Это деление на три представляет основной принцип, который применяется к изучению Бога, Человека и Вселенной. Таким образом, бытие разделяется на:
Мир божественный — подающийся исследованию при помощи аналогии.
Мир астральный – доступный наблюдению при особых условиях (с помощью овладения ясновидением).
Мир физический – подлежащий контролю внешних чувств.
В отношении состава человека, это разделение формулируется так: два противоположных начала — бессмертный дух и смертное тело – соединены оживляющим началом — душою или астросомом (астральное тело).
Следовательно, человек содержит в себе проявление трёх миров и поэтому подчиняется всем законам, действующим в этих трёх мирах. Таким образом, через изучение человека можно достигнуть определения всех законов, управляющих физическим, астральным и божественным мирами. Отсюда – аксиома греков и правило С.Мартена – «должно изучать природу по человеку, а не человека по природе».
Физическое тело – поддерживает все элементы, составляющие воплощённого человека. Желудок представляет центр его деятельности. Физическое тело, руководимое в своих функциях инстинктом, предъявляет свои требования к сознанию физическими потребностями. Физическое тело является грубой или твёрдой материей. Оно обитает в проявленном физическом мире. Но основой видимого физического мира служит невидимый «физический» мир, организованный из так называемой эфирной материи. Она хоть и не видима, но её всё же возможно ощутить, следовательно она материальна, но состоит из более тонкой материи.
Эфирное тело — (эфирный двойник) человека, соответствует физическому, но не видимому плану бытия. Повторяет точные контуры, физического тела человека, состоит из четырёх элементов стихий, что, при умелой организации господства над эфирным телом, позволяет человеку управлять стихиями. Именно в этом теле, ясновидящие видят причины и само заболевание человека, от которого страдает физическое тело. Эфирный двойник служит проводником жизненных токов (энергий), исходящих от Солнца, Земли и Господа Бога. Он втягивает в себя жизненно необходимую энергию, приспосабливая её к индивидуальным нуждам организма, и после чего распределяет её по соответствующим частям физического тела. Эфирное тело выступает за границы физического, на несколько сантиметров.
Физическое и эфирное тело человека являются его микрокосмосом, но эти тела обитают в физической сфере макрокосмоса.
Астральное тело — одушевляет все части, составляющие воплощённого человека; оно имеет центр деятельности в груди и представляет связующее начало человеческого существа. Астральное тело, управляемое чувствами, проявляется в сознании страстями. Астральное тело, душа или астросом служит в человеке посредником между духовным принципом и физическим телом, так как дух слишком различен от материи, чтобы мог влиять на неё непосредственно. Астральное тело беспрестанно меняет свой состав под влиянием игры страстей, желаний и волнений. Если они доброкачественного свойства, они укрепляют более тонкие частицы астрального тела и выбрасывают грубые составные части. Таким образом, нравственное и интеллектуальное развитие человека неразрывно связано с развитием и совершенствованием его астрального тела. Упражнениями определённо направленной мысли человек может быстро повлиять на своё астральное тело и быстро улучшить его. С развитием и укреплением астрального тела в человеке начнут проявляться психические способности, позволяющие ему использовать свой энергетический потенциал в полной мере.
Выделение астрального тела аналогичено процессу рождения. Частичные и бессознательные выделения бывают очень часты во время сна, но осмысленная деятельность в астральном мире является обычно привилегией просветлённых.
Астральное тело человека, составляющее часть его микрокосмоса, находится в астральной сфере макрокосмоса.
Астральная сфера проникает и окружает физический мир, связывает между собой солнечные и звёздные системы. Энергетическое начало астрального плана поляризуется в положительном и отрицательном направлении. При этом оно находится в постоянном круговом движении, подобно электрическому замкнутому току. Быстрота астрального вихря не подаётся нашему учёту, и мы можем только сказать, что наши понятия о времени и пространстве не применимы в астральном плане.
Ментальное или психическое тело – приводит в движение всё, что составляет воплощённого человека, оно проявляется в сознании мыслями. Оно развивается и организуется через развитие способностей, которые позволяют управлять страстями. А также, через накопление жизненного опыта, связанного с мышлением (мудростью). Сосредоточенное мышление, уяснение отвлечённых понятий, способность к анализу и последовательности – всё это содействует развитию ментального тела. Наряду с этим играет большую роль качество мысли: благородство, возвышенность, доброта и т.п. Эти качества утончают материю ментального тела и делают его более совершенным.
Мысль. Двигающей силой ментальной сферы является мысль, которая формирует мысле-образы.
Ментальное тело человека является частью его микрокосмоса, которое обитает в ментальной сфере макрокосмоса.
Ментальная сфера, есть сфера сознания, работающего как мысль. Эта сфера разума, но не того, который проявляется через мозг, а того, который свободно действует в своём собственном мире. В высших областях астрального плана существуют все первообразы идей, которые ныне находятся на пути эволюции. Идеи эти осуществляются в её низших областях в последовательных формах, которые затем и воспроизводятся в точности в астральном и физических мирах.
Духовная сфера — деятельность Буддхи характеризуется состоянием, в котором каждый остаётся самим собой, с ясностью и яркой интенсивностью, недоступной в низших мирах, и в то же время каждый чувствует, что все остальные заключены в нём нераздельно и неразделимо. Единственным способом для человека содействовать построению духовного, буддхического тела является неустанное упражнение в чистой, самоотверженной, всеобъемлющей, полной милосердия любви, которая «не ищет своего», следовательно, и не может добиваться возврата своих даров. Это добровольное излияние бескорыстной любви есть наиболее из божественных признаков, той любви, которая всё отдаёт и ничего не и ищет взамен. Чистая любовь вызвала вселенную к бытию, чистая любовь поддерживает её, и она ведёт её к совершенству.
Нирваническая сфера – Нирвана– соответсвует высшему аспекту Бога внутри нас, и этот аспект называется Атма, или высшее Я. Это – сфера чистого бытия и божественных сил в их наиболее полном проявлении в нашей пятиричной вселенной. Ибо всё, что превышает её, что находиться в последующих сферах, то скрыто и недоступном для нас Божественном Свете. Сознание атмическое и нирваническое, то есть атмическое тело, принадлежащее жизнедеятельности пятой сфере. Есть сознание, которым владеют лишь немногие, опередившие всё человечество. И закончившие цикл человеческой эволюции, которых мы называем Учителями (Махатмами) – великие, освобождённые души, остающиеся связанными с физическими телами, для содействия прогрессу человечества. Они разрешили в себе проблему соединения самой сути индивидуальности с нераздельностью от других, и они живут совершенные в мудрости, блаженстве и силе.
Совокупность всех тел человека, составляет его биополе или ауру.
Аура имеет вид овального светящегося облака, окружающего плотное физическое тело человека. Аура представляет собой части тонких тел человека, которые распространяются за периферию плотного физического тела. Каждое тело закончено в самом себе и проникает в те тела, которые грубее и плотнее его; оно – большого или меньшего размера, соответственно своему развитию, и вся та часть его, которая выдаётся их границ плотного физического тела, и носит название ауры.
Таким образом, аура человека состоит из выдающихся частей эфирного двойника, астрального и ментального тел и, в редких случаях, буддхического тела, освещённого сиянием Атмы. Иногда аура бывает тусклая, грубо и нечисто окрашенная, иногда великолепно сверкающая чудными световыми переливами; её вид зависит вполне от ступени эволюции, достигнутой человеком, от развития его различных тел, от нравственного и умственного характера, который он успел развить в себе. Все его меняющиеся страсти, желания и мысли записаны в его ауре и формой и окраской, так что «имеющий очи открытыми» для подобного чтения может всё это прочесть, взглянув на человека. Весь характер запечатлён здесь точно так же, как и все мимолётные изменения, и здесь уже невозможен обман под прикрытием маски, именуемой «физическое тело». Увеличение в размере и в красоте ауры есть безошибочный признак человеческого прогресса.
Существует ещё одно мнение, что аура не есть материя тонких тел человека, а излучение энергии различных планов, которые «видимы» развитым психическим чувством некоторых людей. Каждая составная часть человека излучает энергию, и эти излучения, вступая в соединения, образуют то, что называется человеческой аурой. Аура каждого начала, взятая отдельно, если удалить ауры всех других начал, займёт то же пространство, которое занимала аура всех или какого-нибудь одного их других начал. Другими словами, ауры различных начал взаимно проникают одна в другую и при этом, будучи разной частоты колебаний, они не мешают одна другой.