Монада (часть вторая)

Прежде, чем говорить о человеческой Монаде, нужно выяснить вопрос, откуда и каким образом появляются Монады, и когда станет ясным их происхождение, можно будет говорить об их природе, их свойствах и качествах. Для этой цели представим себе начало мироздания. Но что можно сказать о начале созидания мира, хотя бы нашей солнечной системы? Кто это видел, и кто при этом присутствовал? Господь говорит Иову: «Где ты был, когда я полагал основание Земли, скажи, если обладаешь видением? Поэтому говорить что-нибудь о начале мироздания можно лишь словами Господа. Для этой цели приведем выдержки из беседы Господа с Арджуной (ученик Кришны):
«Из не проявленного вытекает все проявленное при зачатие дня, при наступлении ночи оно растворяется в том, имя которому не проявленный».
«Мною – в Моем не проявленном мире – проникнут весь этот мир, все существа имеют корень во Мне, но Я не имею корня в них».
«Скрытый в Природе, которая произошла от Меня же, ее силою Я снова произвожу это множество беспомощных существ».
«Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь Источник возникновения Вселенной и во Мне исчезает она».

В далеком прошлом, когда актом жертвы из Эманации Бога возникли люди, Господь сказал: «Жертвой размножайтесь, да будет она для вас источник желаний». Итак, источник возникновения всего сущего один и от Единого изошло все: и природа, и Вселенная, и все, что в ней, все видимое и невидимое, все подвижное и неподвижное, все великое и малое, все разумное и неразумное. Одним словом, все существа, все явления и все вещи. Все, что существует, начиная с атомов и кончая планетами, имеет элемент жизни, обладает частью Божественного Духа, иначе говоря, обладает Монадой. Все существующее состоит из различных сочетаний Духа и Материи.

Но не стоит думать, что от Творца исходят готовые Монады — человеческие, животные, растительные и т. д. Все развивается из низших форм жизни в высшие, из менее совершенных в более совершенные, ибо это есть основной закон развития жизни. Человеческая Монада есть результат длинных циклов развития трех царств элементарных, населенных духами природы – ундинами, сильфами, гномами и саламандрами. И трех царств физического мира – минерального, растительного и животного.

В Тайной Доктрине об эволюции Монады сказано: «Итак, Монадическая, вернее, Космическая Сущность, если подобный термин допустим в минерале, растении и животном, хотя и является тою же самою на протяжении всех серий циклов от элементального царства вплоть до царства Дев (Ангелов), тем не менее, она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду как отрицательную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенную тропою через низшие царства, и после бесчисленных серий преображений, расцветающую в человеческое существо, как, например, сказать, что Монада Гулебольдта (философа) произошла от Монады атома роговой обманки? Вместо того, чтобы сказать «минеральная Монада», правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение: «Монада, проявляющаяся в той форме Практи (Материи), которая называется Минеральным Царством».

Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигает почти до точки… «Монадическая Сущность» начинает не заметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду.

«Монада есть аспект Вселенского Духа, как определенная совокупность тональностей Его Бытия и Сознания». Все усилия Творческих Сил Космоса направлены на то, чтобы безличную Монаду превратить в мыслящее существо, в обладающую самосознанием индивидуальность. В силу этого, Монады принимают участие во всех фазах эволюции всех царств природы, должны пройти бесчисленное множество всевозможных превращений из простых и грубых форм жизни и сочетаний материи в сложные и тонкие, из менее совершенных в более совершенные, из менее сознательных в более сознательные. Монада, прежде, чем стать человеческой Монадой, должна пройти все стадии эволюции, все формы во всех царствах природы на всех глобусах – сферах – планетной цепи.

Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса может пробудиться в животном человеке. Поэтому до такого пробуждения, он не может быть назван «человеком», а должен быть рассматриваем как Монада, плененная в вечно меняющихся формах. («Тайная Доктрина» Е.П. Блаватская)

«Чтобы стать самосознающим, Дух должен пройти через все циклы бытия до своего высочайшего достижения, то есть самосознания здесь, на Земле, в человеке Дух, сам по себе, несознательная, отрицательная абстракция (ибо Дух без Монады – ничто). Его чистота присуща ему, а не добыта заслугами, потому, чтобы стать высочайшим Архангелом, для человеческого Эго необходимо достигнуть полного самосознания на человеческой ступени, которое синтезируется для нас в человеке.» («Тайная Доктрина» Е.П. Блаватская)

Сознание является первым одеянием Монады, которое окутывает ее, точно покровом, прибавляясь с каждой прожитой жизнью. Когда человек заканчивает свой жизненный путь, Дух берет самое ценное, что человек накопил в течение жизни, самое лучшее, что есть в человеческом уме и чувствах и, как ветер уносит с погибающего цветка аромат, Монада уносит все с собой в Высший Мир для претворения в опыт и приобщения его к сознанию. Таким образом, человеческая Монада состоит из трех принципов: Атма – Духа, Будхи – Сознание и Манаса – Высшего Ума. Эти три принципа составляют бессмертную Сущность человека.

«Атма не прогрессирует, не забывает, не помнит. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через темноту материи, когда последняя желает этого. Будхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от Манаса, при смерти человека после каждого нового воплощения. Манас бессмертен, ибо после каждого нового воплощения он присоединяет к Атма – Будхи нечто от себя и, таким образом, ассимилируясь с Монадой, разделяет ее бессмертие.» («Тайная Доктрина» Е.П. Блаватская)
Монада или Высшие «Я» человека вечна, бессмертна, беспредельна. Начало каждой человеческой Монады уходит в бесконечность прошлого и о конце существования Монады не может быть речи, ибо Беспредельность, из которой она изошла и к которой всегда принадлежала и принадлежит, не имеет ни начала, ни конца. Миры созидаются и рушатся, но Монада живет в вечности и беспредельности.