Ученик обратился к Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспевания. Грустно сказал он: “Учитель, не могу овладеть этими качествами.” Учитель спросил: “Неужели всеми? ”Ученик продолжил: “Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною.” Учитель ободрил: “Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми.”Ученик приступил к Учителю с раздражением, спрашивая: “Много читал я Учение, а все же не знаю, с чего начать применять его?” Учитель ответил: “Очевидно, тебе прежде всего нужно освободиться от раздражения. Этот туман мешает тебе видеть Путь.”Ученик просил Учителя: “Укажи, как приложить к жизни Учение?” Учитель посоветовал: “Для начала, стань немного добрее. Не считай добро как сверхъестественный дар. Пусть будет оно почвою твоего очага, на нем разведешь огонь, и на такой почве пламя будет не жгучим.” Так приступили ученики, и дивился Учитель, почему после всего Учения требовался вопрос — с чего начать? Не сказка, но сама жизнь напомнит о таких несоизмеримостях. Ученик должен почуять в сердце, которое качество ему ближе. “На всех Путях ко Мне встречу тебя.»
Агни Йога 2 т.
Еще раз ободрим всех, кто огорчается при первой неудаче с опытом над психической энергией. Пусть они запомнят, сколько условий могут влиять и препятствовать опыту. Окружающие люди и предметы, пространственные токи и состояние здоровья, наконец, мысли, получаемые из далека, — все может или повышать или понижать следствия. Много попыток было прекращено в самом зачатке, ибо нелепое замечание или враждебная мысль парализовала психическую энергию.
Печально, если человек от первой неудачи впадает в отчаяние. Этим он лишь доказывает, что его психическая энергия находится в полной распущенности. Тогда испытатель должен здраво помыслить, как образовать психическую энергию. Ведь помимо опытов человек не вправе держать всеначальную энергию в безобразном состоянии.
Качества, которые ученик должен приобрести для служения в высших областях бытия
Проследим восхождение человека до последних ступеней человеческой эволюции, которые для огромного большинства человечества еще впереди, они уже пройдены небольшим числом старших сынов нашей расы, и в наше время их проходят наиболее опередившие большинство человечества.
Эти высшие ступени можно разделить на два отдела: 1й — называется “Испытательным Путем”, тогда как второй заключает в себе “самый Путь” или “Путь ученичества”.
По мере того, как интеллектуальная, нравственная и духовная природа человека развивается, он начинает все яснее сознавать цель человеческой жизни и все настойчивее стремится к осуществлению этой цели в своей личной жизни.Труд, который предстоит выполнить человеку, вступающему на путь испытаний, исключительно умственный и нравственный, он должен достигнуть той внутренней ступени развития, которая позволит ему “встретить Учителя лицом к лицу”, но самые слова “своего Учителя” требуют пояснения. Высшие Существа, принадлежащие к нашей расе, но уже закончившие свою человеческую эволюцию, составляют, как было уже сказано, то Высшее Братство, которое направляет и содействует развитию человеческой расы. Эти Великие Представители человечества, его Учителя, добровольно воплощаются в человеческие тела, чтобы составить связующее звено между человеческим и сверхчеловеческим существованием, готовых исполнить определенные условия. Они допускают в число своих учеников с целью ускорить их эволюцию и пополнить ими ряды Братства, которое принимает участие в благой помощи миру.
Учителя не перестают наблюдать за человеческой расой и отмечают всех, которые, благодаря чистой жизни, бескорыстному труду ради общего блага, благодаря умственным усилиям, обращенным к благородной цели и искренней преданности идеалу, становятся во главе остального человечества, делаясь способными воспринять усиленное духовное воздействие. Каждый желающий воспринять подобное воздействие должен обладать особенной восприимчивостью. Духовная энергия, помогающая человеческой расе, и усиленный ее приток в пользу отдельной души допускается только в том случае, если эта душа проявляет способность к исключительно быстрому развитию, что даст ей возможность помогать остальным, и, таким образом, возвратить на пользу всех ту помощь, которая она получила для своего собственного прогресса. Когда человек своими личными усилиями, пользуясь лишь той общей помощью, которая дается всем людям путем религии и философии, пробивается в передовую человеческую волну, выказывая при этом любящую и бескорыстно деятельную натуру, в таком случае он становится предметом особого внимания со стороны неусыпных хранителей расы и его ставят в условия, благоприятные для проявления его духовных сил и его интуиции. И по мере того, как он успешно выдерживает испытание, он получает дальнейшую помощь, и ему даются прозрения в истинную жизнь, пока неудовлетворительность и нереальность земного существования не выяснится для его души вполне, а стремление к конечному освобождению не приведет его к вратам Пути. Его вступление на Путь ставит его в положение ученика или челы, находящегося на испытании, один из Учителей Сострадания принимает его под свое покровительство, как человека вступившего с обычного пути эволюции, и помогает ему на узком и крутом пути, ведущем к освобождению. Он ожидает вступающего у самого входа на Путь, и, хотя последний не знает своего Учителя, Учитель знает его, видит его усилия, направляет его шаги и проводит его к условиям, наиболее благоприятствующим его прогрессии, следя за ним с прежней заботой и мудростью, происходящей от полноты проникновения.
Дорога, на которую вступает Ученик, может казаться, одинокой и погруженной в темноту, ученик может воображать себя покинутым, но помощь, ускользающая от его сознания, дается постоянно его душе.
Четыре определения “качества”, которые ученик должен с самого начала приобрести, ставятся перед ним как условия для “ученичества”. На этой начальной ступени не требуется доведения их до совершенства, но ученик должен хотя бы отчасти овладеть ими, прежде чем он будет допущен к Посвящению. Первое из этих “качеств” — различие между реальным и нереальным, которое, уже возникало в его сознании, и привлекло его на Путь. Это различие становится все яснее и определеннее, в его уме и постепенно освобождает его от связывающих его цепей, ибо второе “ качество” — равнодушие к внешним вещам — появляется, как естественный результат ясного представления неценности всего преходящего. Он узнает, что утомление, которое отнимало у него всю прелесть жизни, происходило от постоянных разочарований, возникавших вследствие того, что он искал удовлетворения в нереальном, тогда как лишь одно реальное может дать удовлетворение душе, он познает, что все формы мимолетны и непорочны, что они вечно меняются под импульсами жизни, и что реальна только единая жизнь, которую мы ищем и бессознательно любим под всеми ее многообразными покровами
Жизнь ученика, по большей части, наполнена бурями и ударами, чтобы качества, которые при обыкновенных условиях развиваясь в длинном ряде жизней, могли расти в нем с ускоренной быстротой и достигать совершенства, постоянно переходя от радости к страданию, от тишины к бурям, от покоя к напряжению, благодаря этому ученик начинает во всех переживаемых переменах различать нереальность форм и чувствовать под всеми ними одну и ту же неизменную жизнь.
По мере того, как он приобретает все более глубокое проникновение и непоколебимую устойчивость, он работает и над развитием третьего “качества”, которое состоит из шести душевных свойств, необходимых для допущения ученика на самый Путь. Свойствами этими необходимо овладеть, хотя бы только до некоторой степени, иначе он не будет в состоянии пойти далее.
Во-первых, должен приобрести власть над своими мыслями, порождениями беспокойного ума, которые столь же трудно обуздать, как стремительный ветер. Упорное ежедневное упражнение в медитации и сосредоточении должно привести мятежный ум к порядку, и перед вступлением на Путь ученик должен поработать со сосредоточенной энергией над этой задачей, иначе — значительное увеличение силы мысли, вызванное его быстрым ростом, окажется опасным и для него и для других, если сила эта не будет вполне подчинена его воле. Безопаснее дать ребенку играть с динамитом, чем доверить творческие силы мысли эгоисту и честолюбцу.
Во-вторых, вступающий на Путь должен присоединить внешнее самообладание к внутреннему и господствовать над своей речью и над своими поступками так же строго, как и над своими мыслями. Как ум повинуется душе, так же должна низшая природа повиноваться уму. Степень полезности ученика во внешнем мире зависит от чистоты и благородства его видимой жизни в такой же степени, в какой полезность его в духовном мире зависит от постоянства и силы мысли. При обыкновенной человеческой деятельности хорошая работа нередко портится благодаря небрежности, и ученику предлагается добиваться совершенства во всех подробностях его работы, чтобы позднее, когда он вступил на Путь, недостаток отчетливости не послужил серьезным препятствием для его движения вперед. Как уже сказано, на этой ступени не требуется совершенства, но мудрый ученик должен стремиться к совершенству, зная, как он далек от идеала.
В-третьих, стремящийся к посвящению должен вырабатывать в себе широкую терпимость, спокойное принятие каждого характера, каждой живой формы такою, какова она есть, не требуя, чтобы она соответствовала его личному вкусу. Начиная сознавать, что единая Жизнь облекается в бесчисленные формы, из которых каждая нужна на своем месте, он принимает всякое органическое выражение этой Жизни, не желая придавать ему иной характер, он учится уважать мудрость, которая дала начертание этому миру и которая руководит им, и с невозмутимой ясностью видит он, как различные части целого медленно и постепенно усовершенствуют свои отдельные формы.
Пьяница, проходящий азбуку страдания, вызванного деспотизмом его низшей природы, совершает на своей ступени развития такую же важную задачу, как и святой, заканчивающий свой последний урок земной школы, и требовать от них можно по справедливости только то, на что каждый из них способен. Первый находится в детском саду и обучался наглядным образом, тогда как другой заканчивает университетский курс. Оба проявляются соответственно своему возрасту и занимаемому месту и оба нуждаются в помощи и симпатии, каждый на своей ступени. Это один из тех уроков, который в оккультизме известен как “терпимость”.
В-четвертых, должна быть развита выносливость, то терпение, которое спокойно переносит все, не питая никакой злобы, продвигаясь без колебаний к намеченной цели. Ничто не может прийти к нему иначе, как через Закон, а он знает, что Закон — благо Он понимает, что скалистая тропа, ведущая прямо к вершине, не может быть столь же удобна, как хорошо утоптанная дорога. Он знает, что он должен уплатить в несколько коротких жизней все кармические обязательства, накопленные в прошлом, вследствие чего расплата и должна быть тяжелой.
Самая борьба, в которую он вовлечен, развивает в нем пятое свойство — веру в своего Учителя и в себя, доверие, полное ясности и силы, которое ничем ненарушаемо. Он учится доверять мудрости, любви и силе своего Учителя и начинает не только верить, но и осуществлять божественное начало внутри своего сердца, подчиняя ему всю свою природу.
Последнее из требуемых свойств — равновесие, вырастает до известной степени само собою, благодаря усилиям, которые ученик делал, вырабатывая предшествующие пять свойств. Самая решимость вступить на Путь есть признак того, что внешний мир окончательно потерял свое первенствующее значение для души. Постоянные усилия, которые требуются для одухотворенной жизни ученика, освобождают его душу от всех связей, которые могли бы еще привязывать ее к чувственному миру, ибо перенесение центра внимания с низших предметов на высшие погашает постепенно всю привлекательность их. Они отвращаются от воздержанного обитателя тела и вскоре теряют всю свою силу над ним. Таким образом он учится оставаться среди объектов внешнего мира, не стремясь ни к чему и не отвергая ничего. Вместе с тем он учится сохранять равновесие среди душевных забот и тревог всякого рода, среди переходов от радости к печали, укрепляясь все более в равновесии благодаря тем быстрым переходам, которыми — как уже сказано — отличается жизнь ученика, заботливо охраняемая его Учителем. Когда находящийся на послушании ученик достиг шести названных свойств, ему остается выработать четвертое “качество” — то глубокое стремление к освобождению, ту жажду души соединиться с Богом, в которой таится залог совершенного достижения. Это прибавляет последнюю черту его зрелости для полного ученичества, ибо раз это стремление проявлялось определенным образом, оно уже никогда не исчезнет, а душа, раз испытавшая эту жажду, не сможет уже никогда утолить ее из земных источников, воды этих источников покажутся ей до того пресными и безвкусными, что она отвернется от них с растущей тоской по истинной влаге жизни. На этой ступени ученик готов к Посвящению, он готов безвозвратно “войти в поток”, что навсегда отрежет его от интересов земной жизни, включая тех, которые помогают общей эволюции и входят в область его служения. Отныне его жизнь перестает быть отдельной жизнью, она приносится на алтарь человечества, как жертва, радостно принимаемая для общего блага.
В течение тех лет, которые ученик посвящает развитию названных четырех качеств, он неизбежно продвинется и во всех других отношениях. Он получит от своего Учителя много указаний, которые сообщаются обыкновенно во время глубокого физического сна: душа, облаченная в правильно организованное астральное тело, начинает употреблять последнее, как орудие своего сознания и как средство общения с Учителем и восприятия от него указаний и духовного просветления. Далее, ученик усвоит способность медитации, и это важное упражнение вне физического тела ускорит его развитие и сделает активными многие из его высших сил, он может достигать во время медитации высших областей бытия и знакомиться все более с жизнью высших космических планов.
Он научится употреблять свои растущие силы на пользу человечества, и все время, которое тело его проводит во сне, он будет усиленно работать в астральной сфере, помогая душам, только что перешедшим через врата смерти, успокаивая погибших в той или другой катастрофе, давая указания и в самых разнообразных формах помогая всем, кто нуждается в помощи. Таким образом, он будет содействовать благому делу Учителей и станет сотрудником в Великом Братстве, как быскромно и незначительно ни было это сотрудничество. Иногда на пути испытания, а иногда и позднее, ученику представляется выполнить один из актов самоотречения, которыми отличается ускоренное восхождение человека. Ему дозволяется отречься от “Девакана”, то есть, отказаться от светлой жизни в небесной сфере, после освобождения из физического мира, от той жизни, которую ученики этой ступени проводят в средней области в сообществе с Учителями, испытывая верхние радости чистейшей мудрости и любви. Если ученик отказывается от этого плода своей благородной и преданной жизни, в таком случае духовные силы, которые он потратил бы в Девакане, освобождаются для служения миру, а он сам остается в астральной области в ожидании скорого нового воплощения на Земле. В этом случае его Учитель заботится сам о новом воплощении и направляет его в такую семью, где бы он мог родиться в условиях, благоприятных для его служения миру и для его собственного дальнейшего развития. Теперь он достиг той ступени, на которую все индивидуальные интересы подчиняются высшим интересам, а воля направляется на одно лишь служение, в какой бы сфере оно ни предъявилось ему. Поэтому он отдается всецело в руки Учителя, принимая охотно то место в мире, которое наиболее благоприятствует его служению, его участию в великом деле помощи человеческой эволюции. Благословенна та семья, в которой родится детя с такой душой, оберегаемой и направляемой Учителем.
Но каково бы нибыло новое воплощение челы, развитие его души продолжается до тех пор, пока не наступит период, который можно обозначить как “готовность к Посвящению”, через эти врата Посвящения он вступает как окончательно принятый чела на Путь. Этот Путь состоит из четырех определенных ступеней, и вход на каждую из них охраняется новым Посвящением. Каждое Посвящение сопровождается расширением сознания, дающим то, что называется “ключом познания” той ступени, на которую ученик вступил, этот “ключ познания” в то же время и ключ силы, ибо поистине знание есть сила во всех областях Природы. Когда чела вступил уже на Путь, он становится “бездонным человеком”, ибо он более не смотрит на Землю, как на свою обитель, на Земле нет для него постоянного места, все места для него одинаково желанны, если они позволяют ему служить Учителю. На этой ступени Пути три препятствия мешают движению ученика вперед. Технически эти препятствия называются “оковами”, и ему необходимо отделаться от них, так как теперь, когда уже необходимость быстрого совершенствования, от него требуется полное освобождение от недостатков и совершенное выполнение предлагаемых ему задач. Три оковы, от которых он должен освободиться, прежде чем перейти ко второму Посвящению, обозначаются так: иллюзия личного “Я”, сомнение и суеверие. Личное “Я” должно сознаваться отныне как иллюзия и, потеряв всю свою силу над душой, перестает быть для нее реальностью. Он должен чувствовать себя единым со всем, все должно жить и дышать в нем так же, как он должен пребывать во всем. Сомнение должно быть уничтожено, но уничтожено знанием, он должен признавать перевоплощение, закон Кармы и существование Учителей как реальные факты, не только допускать их как логическую необходимость, но знать их как факты природы, которые он проверил сам, чтобы ни малейшего сомнения по поводу этих вопросов не могло более возникнуть в его уме. Что касается суеверия, ученик освобождается от него истинным пониманием настоящего смысла религиозных обрядов и церемоний в духовной экономии природы, он научится пользоваться всеми средствами, не будучи связанным ни одним из них. Когда ученик сбросил с себя эти оковы — иногда эта задача требует нескольких жизней, иногда они исполняются в течение одной жизни — перед ним раскрывается вход во второе Посвящение с его “новым ключом” познания и с его расширением горизонтов. Теперь перед учеником развертывается быстро сокращающиеся промежутки земной жизни. Ибо когда он достигает этой ступени, он должен пройти через третье и четвертое Посвящение в настоящем воплощении или следующем.
На этой ступени он должен привести в деятельное состояние все внутренние способности, принадлежащие его более тонким телом, ибо теперь он нуждается в нихдля служения в высших областях бытия. Если он развил их предварительно, эта ступень может сократиться до чрезвычайности, но он должен пройти через врата смерти еще раз, прежде чем получит третье Посвящение, стать — по эзотерической терминологии — “Лебедем”, той чудесной “Птицей жизни”, относительно которой существует столько легенд. На этой третьей ступени Пути чела должен сбросить четвертую и пятую оковы, связывающую силу желания и отвращения, он должен видеть единую суть во всем, и тогда внешний перестает уже ослеплять его, будет ли этот покров прекрасен или безобразен. Он смотрит на все одинаково. Он становится другом каждой “твари”. Как живое воплощение Божественной любви, он переходит к четвертому Посвящению, которое выводит его на последнюю ступень Пути, на который он переходит “за пределы индивидуального” (Архаты). Здесь он остается сколько пожелает, сбрасывая последнюю тонкую окову, которая все же отделяет его, хотя и непорочной нитью, от полного освобождения. Он сбрасывает с себя последнее влечение к жизни в форме, а затем и всякое влечение к какой бы то ни было, даже и бесформенной, жизни. Он должен быть гражданином трех миров, но ничто в этих мирах не должно иметь и тени власти над ним. Он пребывает постоянно и в бодрствующем сознании на высшем плане единства, на той духовной высоте, где “Я” всего сущего познается как единое.
Теперь мы подошли к окончанию Пути, который носит название “порога Нирваны”. Это удивительное состояние сознания было известно ученику в моменты, когда он покидал тело на последней ступени Пути. Он завершил человеческое восхождение, он достиг границы человеческого. За этой границей пребывают сонмы великих существ. Ученик перешел в сияние духовного света.